ЧТО ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Наставничество:
— это федеральный проект, в котором подросток, начинающий педагог может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и
помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты;
— комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов;
— это поддержка человека (учащегося, педагога), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции;
— перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Этапы организации работы:
·Подготовка условий для запуска программы наставничества
·Формирование базы наставляемых
·Формирование базы наставников
·Отбор и обучение наставников
·Формирование тандемов/групп
·Запуск Программы
·Завершение Программы
Алгоритм реализации:
1. Изучение нормативной базы и тематических методических материалов
2. Информирование: методический совет, рубрика на сайте школы, классное просвещение с популяризацией наставничества
3. Формирование базы наставляемых
4. Формирование базы наставников
5. Отбор и обучение наставников
6. Формирование тандемов/ групп
7. Организация работы тандемов/групп
8. Завершение наставничества
Кто участвует в проекте?
Участие в проекте предполагает три главных роли:
Наставник, наставляемый и куратор.
Наставник– педагог - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Куратор – заместитель директора школы, который отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
Нормативные документы
Федеральный уровень
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
Региональный уровень
Приказа министерства образования Ставропольского края от 03 марта 2022 года № 337-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края»
Локальные акты школы
Положение о системе наставничества педагогических работников МКОУСОШ № 14 имени Н.Н.Знаменского
Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников МКОУСОШ №14 имени Н.Н.Знаменского
Приказ о назначении наставника на 2022-2023 учебный год.